Обряды древних славян на похоронах, свадьбах

Обряды древних славян: свадебные, языческие

Обряды древних славян на похоронах, свадьбах

До того как на русскую землю пришло христианство на ней царило язычество. Люди верили во множество Богов, поклонялись им, придумывали самые разные ритуалы в надежде, что Боги будут к ним благосклоннее. Многие обряды древних славян мы до сих пор используем в праздниках, например в свадьбах.

Обряды древних славян

Зачем нужно было соблюдать ритуалы?

Обряды древних славян – это часть современной русской культуры. И если сейчас некоторые языческие обряды древних славян кажутся нам странными и бессмысленными, то в те времена они часто имели под собой практическое значение и глубокий сакральный смысл.

Обряды у древних славян, как и у других народов – это способ общения с высшими силами. Это сакральный разговор с высшими силами, способ договориться с ними. Людям хотелось верить, что при помощи обычаев и сакральных ритуалов у них есть власть над миром.

Если смотреть на это с философской точки зрения, то людям сложно принять мысль о том, что в мире все очень хаотично, что нет никаких общих законов мироустройства. Потому что такое знанию приводит к следующему болезненному знанию о том, что люди в принципе бессильны перед силами природы.

Вера в Богов – это попытка повлиять на мироустройство, посредством ритуального общения с ними, Русь отличалась своей богатой обрядовой культурой.

Обряды у древних славян нужны были еще и для того, чтобы не придумывать каждый раз, как отмечать свадьбу, рождения ребенка или похороны, а каждый раз обращаться к определенному ритуалу. Обычаи – это также и способ организации жизни, времяпрепровождения.

Обряд имянаречения

У наших предков человек в течение жизни мог менять свое имя. Его имя менялось в зависимости от того, какие способности и вид деятельности преобладали в его жизни на конкретный период времени. Такие обычаи наших предков служили для них энергетической опорой для него. Вера в силу имени у предков была очень сильная. Поэтому на этот обряд не жалели сил и времени.

Считалось, что когда люди принимают на себя новое имя, то он, как будто берет на себя новую судьбу. Бывало, что с течением жизни человек переходил из одной общины в другую, и в каждой общине ему тоже присваивалось новое сакральное имя.

Древние славяне верили, что имя – это ключ, который отмыкает ворота родовой памяти. Чтобы человек мог принять новое имя, вокруг него собиралась вся община во главе с волхвом, старшим по общине. В ритуале обязательно принимал участие костер.

Человек становился на колени в центре круга, над ним зачитывали магический заговор, а затем происходило общее песнопение. После этого все представители общины поздравляли его с новым рождением. Пропевались мантры ;Рер и ;Реса.

Это были значительные славянские праздники.

На то, чтобы выбрать себе новое имя давали достаточно времени. Такое решение нельзя было принимать поспешно, этот вопрос нужно было хорошенько обдумать.

Считалось, что, если человек выбирает имя, находясь в состоянии мирской суеты, то он потом всю жизнь маяться будет.

И наоборот, если находится при этом в состоянии мудрости, покоя, то и жизнь с новым именем будет целостная, наполненная спокойной радостью.

Обряд раскрещивания

ОбрядовыеТрадиции раскрещивания по процедуре очень похожи на обрядовые традиции имянаречения, но эти два ритуала имеют под собой совершенно разные цели.

Ритуалы раскрещивания помогали человеку перейти из одной веры в другую. Это происходило, если он хотел поменять общину.

Надо сказать, что здесь у людей была свобода выбора – они могли выбрать ту веру и общину, где интуитивно чувствовали связь с Родом.

Не всегда для этого собиралась вся община, достаточно было трех свидетелей. После этого традиции распевали обрядвые славянские песни.

Обряды на новоселье

Древние славяне были очень подвластны силам природы. В языческие времена они спрашивали совета у небес буквально во всем, даже в мелочах, это тоже предполагали традиции. Впрочем, такое мероприятие как выбор участка земли под строительство дома мелочью назвать нельзя. Существуют колдовские магические традиции, которые помогали определить хорошо ли конкретное место для родового поместья.

На участок земли, где собирались выстроить дом, ставили чугунок с паучком внутри. Так его оставляли на ночь. Наутро приходили, заглядывали в чугунок. Считалось, если паучок за ночь начинал плести паутину, то это место было прославленное высшими силами. Славяне очень доверяли силам природы и насекомым, как ее части.

Муравьи тоже могли решить строить ли на конкретном участке земли дом или нет. Если в земле была впадинка, то туда ставили горшочек с медом. Наутро приходили и заглядывали. Если на мед наползли муравьи, значит эта часть земли была прославленная Богами, это древняя традиция.

Язычество предполагало такой древний обычай, как постриг. Он проводился над ребенком, когда ему исполнялось семь лет от роду. Языческие обрядовые традиции предполагали, что до семи лет ребенок полностью находился под опекой матери.

Отец в эти года практически не участвовал в его воспитании. Когда ребенку исполнялось семь лет, то ему стригли волосы определенным образом, читался магический заговор.

Считалось, что в этот момент ребенок из-под власти женский Богинь переходит во власть мужским Богам.

Такие обычаи-праздники у славян происходил в утреннее время суток. Атрибутами у славян для этого ритуала служили: табуретка, рубаха, в которую переодевали мальчика, ножницы на подносе, огонь, который разжигает старейшина общины, подарок для посвященного от отца, еще угощения, чарки для меда.

Это было частичное обращение юнца в воины. Потому что все мальчики во времена язычества ими считались. После происходило празднование и гуляние.

Свадебные обряды

Свадьба – это большое, пышное событие, которое наши предки отмечали невероятно весело, конечно, существуют языческие свадебные обряды. Многие из этих обрядов используются и на современных свадьбах, при этом люди не знают какие у них корни и сакральные смыслы:

  • Любое планирование свадьбы начинается с того, что парень официально сватается к девушке. Происходит это поздним вечером, парень берет с собой двух сватов, которые помогают ему уговорами заполучить согласие невесты.
  • Затем свадебные обряды древних славян включают в себя смотрины. На этот раз уже семья невесты вместе с ней отправляются в гости к родителям жениха.
  • Следующий этап, который предполагает как язычество, так и христианство – это обручение. Встречаются родители жениха и невесты в доме невесты. Молодым перевязывают руки рушниками. После этого ритуала отказаться от брака уже считалось неприличным. Если это все же происходило, то отказавшаяся сторона должны были уплатить другой стороне моральный ущерб материальными благами.
  • У славян в преддверии свадьбы принято было печь каравай. Для этого приходили в дом к невесте все знакомые замужние женщины. Это тоже были праздники во время, которых женщины веселились, пели обрядовые песни, что-то вроде современного девичника.
  • Язычество, как и христианство предполагает, чтобы свадебные платья у невесты был до пола, обязательно скрыты руки до ладоней и покрыта голова. Славянские платья были вышиты символами, это славянские символы, которые охраняли молодую от нечистой силы.
  • Утром в день свадьбы жених отправлялся выкупать невесту.
  • Затем идет посад. Когда родители жениха дарят подарки невесте и наоборот. Это был последний этап заключения брака именно между родителями молодых.
  • Затем во времена христианства шел красивый обряд венчания. Язычество же предполагало тоже обряд венчания, но происходил он не в церкви, а на капище, венчал молодых старейшина общины.
  • Последний ритуал свадебного дня заключался в том, что приданое молодой жены перевозили в дом новоиспеченного мужа.
  • Славянские свадьбы гуляли минимум три дня или неделю.

Похоронные обряды

Переход человека в мир иной важнейшее событие, которое предполагало следующие языческие ритуалы:

  • Интересно, что те времена люди пожилого возраста самостоятельно начинали готовиться к своему погребению. Закупались свечи, шили похоронную одежду, заказывали специальную обувь, где не было каблуков. Плотникам заранее заказывали гроб по своим меркам, который потом хранили на чердаке.
  • В языческие времена трупы хоронили в позе эмбриона. Считалось, что в какой позе человеческое существо пришло в этот мир в такой он должен и уйти.
  • Чуть позже в ритуалах древних славян практиковали трупосожжение. Считалось, что посредством пепла, который легко летит ввысь, душа быстрее добиралась до небес.
  • Сегодня похороны родственника, скорее семейное дело. В те времена это было общественное явление. В ритуале погребения участвовала вся община.
  • Во времена язычества как надгробие использовали домовину. Это был высокий столб, на верхушке которого была крыша. А еще раньше принято было хоронить останки на деревьях. Там тоже выстраивались домики, куда складывали кости после трупосожжения.
  • Погребальные обряды у древних славян были особенными, если хоронили знатного мужа. Вместе с ним могли положить в могилу его слуг, которых убивали. Также отправляли в могилу все орудия труда, чтобы он мог заниматься своим делом и в другом мире.
  • И в языческие времена, и во времена христианства часть погребального обряда — это организация поминок.

Источник: https://digivi-cctv.ru/obryady/obryady-drevnix-slavyan-svadebnye-yazycheskie-2

Обряд погребения у древних славян

Обряды древних славян на похоронах, свадьбах

Обряд похорон у древних славян имел две важные цели: создать связь между живыми людьми и мертвыми, правильно снарядить покойника в долгий путь в царство мертвых. В современных погребальных обрядах сохранилось много древних традиций того времени.

Прежде всего, у древних славян существовало два способа погребения: кремация и закапывание в землю. Богатых и обеспеченных людей сжигали, бедных и менее обеспеченных хоронили в земле.

Наши предки являлись язычниками и огнепоклонниками, следовательно, в большинстве обрядов горел костер. Похороны и поминки не были исключением. На похоронах всегда присутствовал огонь (даже при погребении в землю горел прощальный костер), а на поминках зажигалось пламя в память об усопшем.

Обрядовая кремация у славян

Сам процесс кремации всегда проводился на закате солнца, для того, чтобы душа умершего последовала за солнцем в загробный мир. Если дым поднимался столбом к небу, считалось, что сам бог Сварог спускался за душой покойного, и она отправлялась в путь в царство мертвых.

Существовало несколько видов кремации. Чаще всего людей кремировали в лодках. Существовало поверье, что душа умершего должна пересечь реку, чтобы попасть в иной мир. Саму лодку ставили кормой к закату. В нее клали сучья и сено, чтобы пламя наверняка загорелось.

Туда же клали вещи, необходимые умершему в загробной жизни: амулеты, обереги и поминальную пищу. Лодку поджигал волхв или старейшина. Вместе с покойником сжигали и его домашних любимцев. Если таковых не было, то сжигали его домашних животных, например, курицу или гуся.

 

Умерших также кремировали на костре. Но прежде, чем провести похороны, проводился долгий обряд прощания. При любом складе событий усопшего умывали и одевали в самую чистую и дорогую одежду. Затем его клали на стол либо лавку, складывая руки на груди, и укрывали белым холстом.

Все зеркала снимали или укрывали полотенцами, для того, чтобы покойник не забирал души живых с собой. Наши предки верили, что если этого не сделать, то в семью скоро вернется смерть. Входные двери никогда не закрывали, ведь если душа, не поймет, как выйти из дома, может привязаться к этому месту на протяжении трех лет.

К правой руке обязательно привязывалась медная проволока, ведущая в сосуд с землей, для связи с землей-родителем. Считалось, что так тело сохранялось намного дольше. После всех приготовлений жрец в течение трех дней читал молитву. В это время родственникам запрещалось находиться в одной комнате с усопшим.

После того прочтения молитв жрецу дарили рушник (льняное полотенце) с псалтырем внутри.

Выносили умершего только ногами вперед – будто он сам выходит из дома. Близкие родственники никогда не шли впереди покойного и не несли гроб.

После сжигания прах собирали в специальную урну (домовину), а несгоревшие части тела разбрасывали по местности. Затем проводилась страва – своеобразный поминальный пир. На страве всегда подавали кутью. Весь этот обряд обычно проводился в пятницу, которая называлась «Мокоши».

Деревянные гробницы домовины
в городе мертвых

Домовина раньше представляла собой деревянный столб полтора-два метра высотой с маленькой крышей наверху и небольшим оконцем. Столб был полый внутри и без одной стены – для того, чтобы ставить туда подарки после поминок. Затем захоронение засыпали землей, и получался курган.

Домовины захоранивались в шахматном порядке, для того, чтобы солнце равномерно падало на все столбы, и тень от курганов не мешала друг другу. На территории мертвого города никогда никто не жил. Это было место для военных игрищ или тризны, на тот случай, если усопший был воином. Там же разыгрывались своего рода постановки битв, где участвовал покойник.

Захоронение в землю

Как мы уже говорили, хоронили усопших и в земле. В самые древние времена покойников помещали в могилу в позе эмбриона. Считалось, что этим живые помогал душе быстрее найти новую жизнь.

Ведь в материнской утробе малыш находится именно в позе эмбриона. Позднее людей начали хоронить в полный рост, лежа. Так создавалось впечатление, будто человек спит, а душа путешествует отдельно.

После крещения Руси положение тела в земле изменилось, голова должна бела «указывать» направление на запад.

Останки древнерусского кургана

Разных людей хоронили по-разному. Например,  молодых девушек хоронили скромно, в гроб клали только некоторые украшения. Воинов хоронили вместе с их оружием.

Людей преклонного возраста, также как и девушек, хоронили скромно, кладя в гроб только самые любимые вещи. Женщин хоронили со всеми почестями, с огромным количеством украшений и одежды.

А когда хоронили человека знатного, с ним хоронили и его слуг (одного или двух). Ремесленников хоронили вместе с их инструментами.

Многое из старых обычаев осталось в современных поминках и похоронах. Например, гроб имеет форму упрощенной лодки, а на поминках часто подают кутью. Некоторые обряды были забыты или упрощены после принятия христианства. Например, чтецу больше не дарят полотенце с псалтырем внутри.

Источник: http://funeral.by/history/768

Свадебные славянские обряды

Обряды древних славян на похоронах, свадьбах

Славянский свадебный обряд – это целый комплекс обычаев, связанных со свадьбой. Он состоит из нескольких частей и сильно растягивается во времени (на несколько месяцев!).

Условно славянские свадебные обряды можно разделить на собственно свадебные, а также до- и послесвадебные. О том, как древние славяне проводили свадьбы есть различные данные, иногда противоречивые.

На разных территориях были свои особенности обряда, но все же в целом он оставался единым.

Начнем с предсвадебных обрядов:

  • Сватовство. Парень с двумя сватами поздним вечером отправлялся в дом к возлюбленной. Такое время выбирали неспроста. Ведь если парню откажут, то никто об этом не узнает, так как не увидит ничего. Сваты входили в дом с хлебом, начинали беседу с хозяевами. Уже затем звали девушку и спрашивали ее согласия. Сваты должны быть мужчинами, общительными и веселыми, чтобы смогли рассмешить и разговорить хозяев.
  • Смотрины. Это следующий этап свадебного обряда. Теперь уже семья девушки приходит в гости к парню. Это делалось, чтобы оценить, насколько он готов к созданию семьи. У молодого человека уже должно было быть свое хозяйство.
  • Обручение. Это уже более серьезный этап, когда закрепляется согласие на брак. К невесте приходил жених со ссвоей семьей. Накрывали богатый стол, руки молодых перевязывали полотенцами. После этого этапа молодые считались обрученными. И назад дороги уже не было. Отказ от свадьбы считался дурным тоном. Кроме того, нужно было заплатить за «моральный ущерб» и понесенные расходы.
  • Выпечка каравая. Это было целым ритуалом, который проводился в доме девушки. Участие принимали все родственники. Для самого приготовления звали замужних женщин (их должно было быть нечетное количество). И, конечно, во время приготовления пели песни и веселились.
  • Девичник и молодецкий вечер. Это так называемый прощальный вечер. Это прощание с прошлой жизнью. В этот вечер делали свадебные венки. Также принято было дарить подарки, танцевать и петь.

Вот такие интересные и важные события происходили до свадьбы. Важно, что до свадьбы будущие молодожены должны были соблюдать пост.

Но самым ярким днем, конечно, был свадебный. Он включал:

  • Одевание. Невеста и жених надевали новую, специально подготовленную одежду. Что касается одеяния, то на невесте должно быть платье в пол, обязательно с рукавами. На голове – платок из плотной ткани. Цвет одежды молодых – белый, с многочисленными вышивками и украшениями от злых духов.
  • Приглашение (запросины). Собирали свадебный поезд, звали гостей. Делали это сами молодые. Зачастую невеста дарила подарки приглашенным.
  • Выпроваживание молодого и выкуп за невесту.
  • Посад. Эта часть свадебного обряда и была основной. Теперь союз считался заключенным. Семьи молодых дарили друг другу подарки.
  • Венчание. Подробнее об этом обычае читайте ниже.
  • Покрытие. Это завершающая часть посада. Она олицетворяла то, что девушка теперь стала замужней. Здесь распределяли приготовленный накануне каравай, расплетали косу новоиспеченной супруге и накрывали голову каким-либо убором. на некоторых территориях косу и вовсе отсекали. Этот обычай был последним, который проходил у девушки дома. Затем муж забирал ее к себе. Смысл обычая покрытия заключался в том, что теперь девушка должна вести по-другому: более скромно и сдержанно.
  • Перевоз приданого. У каждой невесты должно было быть приданое. Оно включало в себя деньги или часть земли, а также постельные принадлежности и одежду.

Так заканчивался свадебный день. Но это еще не все.

После свадьбы был обычай с вывешиванием рубахи невесты. На ней должны были остаться следы крови («калина»). Тогда сваха одаривала новоиспеченную жену платком и красным поясом.

Если же крови не было или рубаху вообще не вывешивали, то такую женщину не подпоясывали. По некоторым данным, если женщину из девушки сделал сам жених, то ее все равно не удостаивали красного пояска. Вывешивание проводили в понедельник утром.

Также после свадьбы было принято растопить печь и приготовить угощение для свекра.

Калачины – это еще один послесвадебный обычай. Он был нужен для того, чтобы укрепить отношения между семьями, чтобы невесте легче было привыкнуть. Калачины проводили через месяц после свадьбы в доме жены. Родителям молодожены дарили по двенадцать калачей.

Также существовали другие послесвадебные обряды. Обычно это были застолья или в доме мужа, или в доме жены.

Большое значение на свадьбе играли друзья жениха. Они помогали ему и символизировали поддержку будущей семьи.

Славянский обряд венчания

Одним из свадебных обрядов было венчание. Оно олицетворяло божественное благословение молодых на союз. Обязательным условием для венчания была чистота невесты (девственность). Во время этого обряда молодые надевают друг на друга венки (отсюда и название – венчание). Венчание проводилось в храме (чаще Сварога или Лады, ведь они покровители семьи).

Наиболее благоприятными днями для проведения обряда были пятница, суббота и воскресенье. Будущие муж и жена готовили к венчанию два кольца, два полотенца, две свечи, две кружки из глины, горшочек с медом.

Обряд проводили волхвы. Перед началом необходимо было выстроить всех гостей и важных участников по определенным правилам. Кстати, невесту и жениха называли княгиней и князей соответственно.

Для чего необходимы были заранее приготовленные атрибуты?

  • Полотенца. На одном молодые стояли, а вторым им перевязывали руки.
  • Кружки. Из них пили особый напиток (сурицу) из меда и трав. Затем их разбивали, что олицетворяло конец прошлой жизни и начало новой. Осколки обязательно нужно было бросить в воду. Верили, что тогда семейная жизнь будет благополучной (так как вода сточит все острые углы).
  • Мед. Им волхв смазывал губы невесте. Это было символом сладкой будущей жизни.

Еще молодоженов обсыпали зерном. Это делали, чтобы в семье родилось много детей. Затем молодые три раза перепрыгивали через костер –для очищения и благословения Сварогом.

Славянский обряд венчания предполагал также прохождение через какие-либо водоемы (реку или даже ручей). Это символизировало начало новой жизни, преодоление всех трудностей вместе.

И вообще обычаи, так или иначе связанные с природными стихиями (вода, огонь), очень характерны для всех славянских обрядов и традиций.

Заключение

Вот так наши предки проводили свои свадьбы: весело и очень интересно. Для них свадебный обряд был одним из самых важных в жизни каждого человека. К нему тщательно готовились. Интересно, что многие традиции сохранились до сих пор.

Например, девичник, разбивание кружек (бокалов) на счастье, обсыпание молодых зерном или крупой, выкуп невесты. Венчание также сохранилось, но сегодня в рамках христианства, а не язычества. Для славян свадьба была событием, которое происходило лишь раз в жизни.

Ведь союз заключался не только на земле, но и на небесах.

Странное дело. Знания древних славян.

Источник

Источник: http://SlavicNews.ru/svadebnye-slavianskie-obriady/

Похоронные обряды славян: как прощались с родными

Обряды древних славян на похоронах, свадьбах

Тема о похоронных обрядах славян непростая. Стоит лишь сказать о ней, сразу много споров возникает. Кто хочет больше узнать, а кто страшится разговоров о смерти.

Сказывают у нас: не бойся смерти, если хочешь жить. Похоронные обряды у славян были обязательными, не менее важными, чем обряды при рождении человека, имянаречении или создании семьи.

Вот и мы нынче не устрашимся да заведем разговор о северном похоронном обряде.

Почему именно похоронные обряды Русского Севера

Похоронные обряды на Руси изменились с приходом христианства. Пусть сохранялись во многих деревнях остатки древних обычаев, а всё ж относились к ним, как к заблуждениям «тёмных», неграмотных людей.

Потому обряды постепенно менялись, всё более забывали даже в деревнях о наших изначальных обычаях. На Русском Севере же похоронные обряды славян сохранились до XIX-XX века.

Вот так писали об этом ученые мужи в середине XIX века:

Извѣстно, что въ жизни простолюдина всѣ важнѣйшiя событiя ея сопровождаются особенными обрядами.

Эти обряды и обычаи мы можемъ видѣть на крестинахъ, свадьбѣ, похоронахъ, поминкахъ, при отправленiи въ путь, при начинанiи работъ; однимъ словомъ, всякiй сколько нибудь важный случай въ жизни крестьянской сопровождается непремѣнно особенностями, обрядами и примѣтами.

Въ этихъ обрядахъ мы можемъ видѣть и черты отдаленной древности и слѣды чуть не языческой вѣры въ силу чаръ и заклятiй, ограждающихъ благо, жизнь и здоровье человѣка.

(Петров К. Похороны и поминки// Олонецкие губернские ведомости. 1863. № 15 и №16)

С чего начинается похоронный обряд у славян

Коли умирает человек «своей смертью»: от старости или затяжной болезни – готовятся к его проводам заранее. Рядом с умирающим непременно сидит женщина. Она и помогает больному, а, когда видит, что дело совсем плохо, ставит стакан с водой да «караулит душу»:

«На душу смотрятъ также какъ на нѣчто тѣлесное, хотя и не всегда видимое: ставятъ чашку съ водой, чтобы душа омылась при выходѣ изъ тѣла; если вода начнетъ колыхаться, это значитъ — душа моется».

(Куликовский Г. И. Похоронные обряды Обонежского края //Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 3. Петрозаводск, 1894)

Уж после начинают готовиться к похоронам. Омывают покойника здесь же, в доме. Иногда делают это на лавке в красном углу, иногда сперва выносят тело в сени, омывают там, а уж после возвращают в горницу. Но непременно в это время умерший занимает самое важное место в избе – в красном углу. Семья в это время готовится к похоронному обряду и последующему угощению гостей:

До похоронъ въ домѣ покойника особеннаго ничего нѣтъ: все идетъ обыкновеннымъ порядкомъ, также ѣдятъ, также говорятъ; впрочемъ все таки видны иногда хлопоты хозяйки позаготовить побольше крупки, мучки, маслица и другихъ хозяйственныхъ принадлежностей. Но вотъ насталъ день погребенiя: на лицахъ видна истинная печаль и тревожная озабоченность. Хозяйка обыкновенно хлопочетъ около печки, около колобковъ, да калитокъ; но безпрестанно на глазахъ у нея навертываются слезы; до хозяйства ли ей бѣдной.

(Петров К. Похороны и поминки// Олонецкие губернские ведомости. 1863. № 15 и №16)

Поминки, часть похоронного обряда на Руси.

Обряд выноса покойного из дома и похороны

Похоронный обряд начинается будто бы с обычного приглашения гостей в дом, до начала действа о смерти в семье молчат:

«Въ комнатѣ, гдѣ лежитъ покойникъ, по лавкамъ сидитъ народъ и какъ будто всѣ ожидаютъ чего-то особеннаго; хозяинъ старается занять знакомыхъ разговоромъ. Наконецъ всѣ встаютъ, молятся Богу и начинаютъ выносить покойника. При чемъ родные не могутъ удержаться отъ плачу и начинаютъ причитывать.

Даже замѣчаютъ, что если родные не причитываютъ, то этимъ показываютъ, что имъ не жаль покойнаго.

Часто случается, что у покойника нѣтъ никого изъ родственниковъ, которые бы могли причитывать; тогда являются особенныя плакальщицы, которыя за деньги какихъ не наскажутъ ласковыхъ словъ «жаланному покойничку», прибавляя къ этимъ словамъ жалобныя оханья, да аханья.

Эти плакальщицы такъ искусно разъигриваютъ свою роль, что не видавшему никогда не придетъ на мысль, поддѣльны или искренни ихъ слезы. Плакальщицу, какъ женщину, огорченную смертiю покойника, ведутъ всегда подъ руки двѣ женщины и стараются успокоивать ее».

(Петров К. Похороны и поминки// Олонецкие губернские ведомости. 1863. № 15 и №16)

Как только тело покойного забирают с лавки в красном углу, начинаются обряды, которые призваны прогнать из дома худо. Где недавно умер человек, границы меж мирами тонки. Потому стараются знающие люди изгнать худо, которое может прийти из Нави. «Чтобы покойника в дом не принесть» – так говорят старики про эти обряды. Стало быть, проводят их, чтобы не было скоро в семье новой смерти:

«Такъ, напр., на Сямозерѣ по переложеніи покойника въ гробъ, на то мѣсто, гдѣ онъ лежалъ, ставятъ квашню, въ деревнѣ Верховьи кладутъ полѣно, въ Кузарандѣ — ухватъ и квашню, а въ Суисари — камень.

При выносѣ покойника изъ избы обыкновенно метутъ вслѣдъ за гробомъ весь соръ, который во время лежанія покойника сметали по направленiю къ нему, и плещутъ водой по слѣдамъ процессіи; кромѣ того, на Мошинскомъ озерѣ затопляютъ печь можжевельникомъ.

Все это дѣлается повидимому для того, чтобы покойникъ не могъ вернуться въ домъ ни по своему слѣду, ни по запаху родного крова.

Кромѣ того, иногда хозяйка беретъ камень, лежавшiй на лавкѣ или даже въ изголовьи покойника, обходитъ съ нимъ вокругъ гроба и кладетъ его на лавку или въ большой уголъ подъ образа, или же выбрасываетъ на улицу, чтобы «достальные живы были»; съ цѣлью же, чтобы покойникъ не зналъ входа въ свою хату, выносятъ покойника не чрезъ двери, а чрезъ окно».

(Куликовский Г. И. Похоронные обряды Обонежского края //Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 3. Петрозаводск, 1894)

В былые времена часто хоронили у нас на севере родных под порогом, чтобы защищали семью. В те же времена, когда записаны эти обычаи, уже уносили тело на кладбище, что было недалеко от деревни:

«При выносѣ покойника непремѣннымъ аттрибутомъ процессіи является горшокъ съ угольями, на которые сыплютъ ладанъ. Послѣ того, какъ могила зарыта и насыпанъ холмикъ, на него кладутъ вдоль лопату, которою копали могилу, а горшокъ ставятъ на могилѣ вверхъ дномъ, отчего угли разсыпаются.

Благодаря этому обстоятельству, кладбище имѣетъ необычный и оригинальный видъ: крестовъ почти нѣтъ, но за то на каждой могилѣ лежитъ лопата и стоитъ кверху дномъ обыкновенный печной горшокъ, и въ случаѣ, если эти украшенія снесетъ вѣтеръ или сронитъ какое-либо животное, родственники считаютъ непремѣнною обязанностью положить ихъ на прежнее мѣсто».

(Куликовский Г. И. Похоронные обряды Обонежского края //Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 3. Петрозаводск, 1894)

Похоронный обряд на том не заканчивается. Теперь надобно помянуть умершего. Делать это будут ещё несколько раз и через 9 дней, и через 40 дней, и через год, а потом во все праздники Дедов. Нынче же первый обряд поминовения. Все, кто помогал в похоронном обряде, возвращаются в дом.

Сразу за стол не проходят, сперва обтирают руки о печь да согреваются рядом с ней. Огонёк-то печи очищает, прогоняет всякое худо, возвращает с границ мира Нави в приветливую к людям Явь. Теперь уж все садятся за стол.

Коли достаток семьи небольшой, собираются на поминках родные да друзья, коли семья богата – выносят кушанье для всех жителей деревни, особо для деревенских бедняков. И начинают первые поминки…

Праздник поминовения Предков

Так проходил похоронный обряд на Руси, у нас в Олонецкой губернии, некоторые деревни и нынче сохраняют древнюю традицию. Праздники да обряды этих мест описываем в книгах северных сказок. Знакомьтесь с нашими книгами да узнавайте древнюю традицию!

Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/slavjanskie-obrjady/pohoronnye-obrjady-slavjan-kak-proschalis-s-rodnymi.html

Свадебные обряды и традиции на Руси

Обряды древних славян на похоронах, свадьбах

С давних пор именно свадьба считается самым важным событием в жизни. Наши предки создавали семью, придерживаясь традиций и строго соблюдая особые правила. Отголоски свадебных обрядовых традиций Руси присутствуют и в современном бракосочетании.

Традиции свадебных обрядов славян насчитывают не один век: наши предки крайне внимательно следили за соблюдением правил. Создание семьи было сакральным и наполненным смыслом действием, которое в среднем занимало три дня. С того времени до нас дошли свадебные приметы и суеверия, на Руси передающиеся из поколения в поколение.

Свадебные обряды древних славян

Для наших предков свадебный обряд был крайне важным событием: к созданию новой семьи подходили крайне ответственно, надеясь на помощь Богов и судьбы.

Само слово «свадьба» состоит из трех частей: «сва»-небо, «д»-деяние на земле и «ба»-благословленное Богами. Получается, что исторически слово «свадьба» расшифровывается как «земное деяние, благословленное Богами».

Из этого знания и исходили древние свадебные обряды.

Вступление в семейную жизнь в первую очередь всегда направлено на продолжение здорового и сильного рода. Именно поэтому древние славяне накладывали несколько ограничений и запретов на создание новой пары:

  • возраст жениха должен быть не меньше 21 года;
  • возраст невесты — не меньше 16 лет;
  • род жениха и род невесты не должны быть близки кровно.

Вопреки существующему мнению, и жениха, и невесту редко выдавали замуж или женили против их воли: считалось, что Боги и сама жизнь помогают новой паре найти друг друга в особом, гармоничном состоянии.

В наше время достижению гармонии тоже уделяется много внимания: к примеру, все больше людей начинают использовать специальные медитации для привлечения любви. Наши предки лучшим способом гармоничного слияния с ритмами матери-природы считали танец.

В день Перуна или в праздник Ивана Купалы молодые люди, желающие встретить свою судьбу, собирались в два хоровода: мужчины вели круг «посолонь» — по ходу солнца, а девушки — «противосолонь». Таким образом оба хоровода шли спинами друг к другу.

В момент сближения танцующих столкнувшихся спинами парня и девушку выводили из хоровода: считалось, что их свели Боги. Впоследствии, если девушка и парень были любы друг другу, устраивались смотрины, родители знакомились между собой, и, если все было в порядке, назначалась дата свадьбы.

Считалось, что в день бракосочетания невеста умирала для своего рода и его духов-хранителей, чтобы возродиться в роду жениха. Этой перемене придавалось особое значение.

В первую очередь, о символической смерти невесты для своего рода говорил свадебный наряд: у наших предков было принято красное свадебное платье с белым покрывалом вместо нынешней полупрозрачной фаты.

Красный и белый на Руси были цветами траура, а плотное покрывало, которым полностью закрывали лицо невесты, символизировало ее нахождение в мире мертвых. Снять его можно было только во время свадебного пира, когда благословение Богов над молодыми уже было совершено.

Подготовка к свадебному дню как для жениха, так и для невесты начиналась накануне вечером: подруги невесты вместе с ней отправлялись в баню для ритуального омовения.

Под горькие песни и слезы девушку омывали водой из трех ведер, символически указывая на ее присутствие между тремя мирами: Яви, Нави и Прави.

Невеста и сама должна была плакать как можно больше, чтобы получить прощение духов своего рода, которых она покидает.

Утром дня свадьбы жених присылал невесте подарок, означающий верность его намерений: шкатулку с гребнем, лентами и сладостями. С момента получения подарка невесту начинали переодевать и готовить к обряду бракосочетания.

Во время одевания и причесывания подруги также распевали самые печальные песни, а невеста должна была плакать еще больше, чем накануне: считалось, что чем больше слез будет пролито до свадьбы, тем меньше их прольется во время супружеской жизни.

Тем временем в доме жениха собирался так называемый свадебный поезд: повозки, в которых сам жених и его дружина отправлялись за невестой с дарами ее подругам и родителям. Чем богаче семья жениха, тем длиннее должен быть поезд. Когда все приготовления завершались, поезд отправлялся к дому невесты под пение и танцы.

По прибытию родственники невесты проверяли намерения жениха вопросами и шуточными заданиями. Эта традиция сохранилась и в наше время, превратившись в «выкуп» невесты.

После того, как жених прошел все проверки и получал возможность увидеть невесту, свадебный поезд вместе с молодыми, дружиной и родственниками направлялся на капище. Ехали на него всегда долгой дорогой, закрыв лицо невесты плотным покрывалом: считалось, что в это время будущая жена наполовину находится в мире Нави, и видеть ее «полностью живым» людям было нельзя.

По приезду на капище ожидающий молодых волхв проводил обряд благословения союза, тем самым подтверждая лад в паре и скрепляя клятву молодых перед Богами. С этого момента жених и невеста считались семьей.

После обряда все гости во главе с семейной парой отправлялись на пир в честь свадьбы, который мог длится до семи дней с перерывами. Во время угощения молодые получали подарки, а также многократно одаривали своих гостей поясами, куколками-оберегами и монетами.

Кроме того, в течение полугода семейной жизни новая семья, оценив подарок каждого гостя, должна была нанести ответный визит и подарить так называемый «отдарок» — ответный дар, стоимостью превышающий подарок гостя. Этим молодая семья показывала, что подарок гостя пошел впрок, увеличив их благосостояние.

Со временем непоколебимые свадебные традиции претерпели некоторые изменения, вызванные переселениями и войнами. Изменения прижились и принесли нам память о русских народных свадебных обрядах.

Русские народные свадебные обряды

С появлением христианства на Руси свадебные обряды изменились коренным образом. За несколько десятилетий обряд благословения Богов на капище перешел в обряд венчания в церкви. Люди не сразу приняли новый уклад, и это прямым образом сказалось на проведении такого важного события, как свадьба.

Поскольку без венчания в церкви брачный союз не считался действительным, свадебный обряд состоял из двух частей: венчание в церкви и обрядовая часть, пир. «Волхование» не поощрялось высшими церковными чинами, но некоторое время церковнослужители участвовали в «невенчальной» свадебной части.

Так же, как и у древних славян, в традиции русской народной свадьбы долгое время сохранялись традиционные обычаи: сватовство, смотрины и сговор. На общих смотринах, проходивших на гуляньях, семья жениха присматривала невесту, справляясь о ней и ее семье.

Найдя девушку подходящего возраста и статуса, родственники жениха засылали сватов в семью невесты. Сваты могли приходить до трех раз: первый — заявить о намерениях семьи жениха, второй — присмотреться к семье невесты, и третий — получить согласие.

В случае удачного сватовства назначались смотрины: семья невесты приезжала в дом жениха и осматривала хозяйство, делая вывод: хорошо ли будет жить здесь их дочери. Если все было в порядке и соответствовало их ожиданиям, родители невесты принимали приглашение разделить трапезу с семьей жениха. В случае отказа сватовство прекращалось.

Если и этап смотрин оказывался успешным, то родители жениха приезжали с ответным визитом: они лично знакомились с невестой, наблюдали за ее умением вести хозяйство и общались с ней. Если в итоге они не разочаровывались в девушке, то к невесте привозили жениха.

Девушка должна была показаться во всех своих нарядах, показать, насколько она хороша как хозяйка и собеседница. Жених тоже должен был показать свои лучшие качества: в вечер «третьих смотрин» невеста в большинстве случаев имела право отказаться от жениха.

Если молодые смогли понравиться друг другу и не возражали против свадьбы, их родители начинали обсуждать материальные затраты на свадьбу своих детей, размер приданого невесты и подарки от семьи жениха. Эта часть называлась «рукобитием», потому что, договорившись обо всем, отец невесты и отец жениха «били руки», то есть скрепляли договор рукопожатием.

После завершения договора начиналась подготовка к свадьбе, которая могла продолжаться до месяца.

В день свадьбы подруги невесты одевали ее в подвенечный наряд под причитания о ее девичьей веселой жизни. Невеста должна была постоянно плакать, провожая свое девичество. Тем временем жених с друзьями приезжал к дому невесты, готовясь выкупать свою будущую жену у ее семьи и подруг.

После удачного выкупа и символических испытаний жениха молодые ехали в церковь: жених с друзьями отправлялся шумно и с песнями, а невеста — отдельно, долгой дорогой, не привлекая к себе особого внимания. Жених непременно должен был прибыть к церкви первым: таким способом будущая жена избегала клейма «брошенной невесты».

Во время венчания невесту и жениха ставили на расстеленную белую ткань, осыпанную монетами и хмелем. Также гости внимательно следили за венчальными свечами: считалось, что кто выше свою свечу держит, тот и в семье главенствовать будет.

После завершения венчания молодые должны были задуть свечи одновременно, чтобы умереть в один день. Погашенные свечи следовало хранить всю жизнь, оберегать от повреждений и зажигать ненадолго только во время появления первого ребенка.

После венчального обряда создание семьи считалось законным, и далее следовал пир, на котором в значительной степени проявлялись обрядовые действия древних славян.

Этот обычай существовал долгое время, пока не видоизменился в современные свадебные традиции, которые все же сохранили многие обрядовые моменты старинных свадеб.

Старинные свадебные обряды

Многие люди в наше время даже не догадываются о том, какое сакральное значение имеют ставшие привычными моменты любой свадьбы. Вместо аутентичного обряда на капище или венчания в церкви, долгое время являющегося обязательным, теперь происходит государственная регистрация брака с последующим банкетом. Казалось бы, что в этом осталось от древнего уклада? Оказывается, очень многое.

Традиция обмена кольцами. Обмен кольцами существует очень долгое время: еще наши предки надевали друг другу кольцо в знак соединения перед Богами на небе и на земле. Только в отличие от современного обычая носить обручальное кольцо на правой руке, раньше его надевали на безымянный палец левой руки — ближней к сердцу.

Возжигание семейного очага. Самый трогательный момент современной свадьбы — совместное возжигание очага родителями жениха и невесты. Эта традиция восходит ко времени, когда брачный союз заключался волхвом, с родительского благословения и в присутствии всего рода, перед Богами.

Свадебный каравай. Еще один старинный свадебный обряд, полностью сохранившийся в современном браке — изготовление свадебного каравая.

Наши предки пекли каравай, который считался символом долгой и крепкой совместной жизни молодых.

Традиция печь каравай сохраняется и сейчас: многие пекут его отдельно, а большая часть вступающих в брак заказывает большой торт, который тоже произошел от свадебного каравая.

Выбрать удачное время для вступления в брак вам поможет свадебный календарь по месяцам. Мы желаем вам крепкой семейной жизни. Чтите традиции, будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Источник: https://dailyhoro.ru/article/svadebnyie-obryadyi-i-traditsii-na-rusi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.